Версия для слабовидящих
Дирекция программ

Наталья Васяткина: «Интересная у нас работа: всегда думаешь, всегда в поиске!»

«Жизнь прекрасна!»: такую фразу Наталья Николаевна писала в тетрадке красивыми гелиевыми чернилами еще в 10 классе, ее же она написала на юбилейном торте совсем недавно. Этот жизненный девиз рассказывает и про весь творческий путь режиссера Здвинского районного Дома культуры, где Наталья Васяткина работает уже 21 год.

Наталья Николаевна до работы в Здвинском районе жила на Алтае и 8 лет работала в РДК. После школы, по совету директора сельского Дома культуры, где пела, танцевала, читала стихи, участвовала в агитбригаде и драмкружке (как это бывает в сельской местности), поступила в Алтайский государственный институт культуры на специальность «режиссер массовых праздников».

Как пришли в профессию? Сложным и осознанным ли тогда был Ваш выбор?

Тогда я смутно представляла, что это такое. Но решила, что профессия режиссера праздников востребованная, энергичная, творческая.                                                                      В институте я очень любила сценарное мастерство и сценическую речь. Есть даже одна интересная история об этом.

Педагог по сценической речи, Ольга Васильевна Трифонова, которая приехала к нам из ЛГИТМиК, после очередного творческого показа на 2 курсе, сказала, что по мнению кафедры, я – «открытие курса» и мне нужно обязательно попробовать поступить в Ленинградский театральный институт на актерское отделение. Дала мне адрес педагога этого вуза, и я поехала, совершенно не уверенная в себе. Приехала в Ленинград, нашла дом и долго не могла понять, как войти в подъезд: я тогда не знала, что такое домофон. Нажала на кнопки квартиры, мне ответил мужчина и после того, как я сбивчиво и тихо сказала, все, что пришло в голову о себе, отключился. Может быть дверь и открылась, но я этого не поняла и во весь дух бросилась от этого подъезда. Идти мне было некуда, я села на лавочку и сидела так до вечера, пока из окна первого этажа ко мне не обратилась пожилая супружеская пара с вопросом, почему я сижу здесь. Потом они пригласили меня переночевать, а утром я с вещами, как та Фрося Бурлакова, поехала в институт, в приемную комиссию.

После прослушивания меня пригласила приемная комиссия и педагоги сказали, что я, конечно, способная, но актерская профессия такая зависимая, а время сейчас такое сложное, начало 90-х, с работой не просто, а у меня уже почти есть образование режиссера и буду я спокойно работать у себя дома и горя не знать. Я была польщена похвалой, покивала и радостная ушла.

Остаток времени провела в экскурсиях по городу, жила у замечательной девочки, с которой познакомилась в приемной комиссии. Тогда я первый раз увидела Питер, белые ночи, влюбилась в город и теперь регулярно посещаю его. Позже поняла, что все-таки нужно было пойти в артистки, так как я по натуре исполнитель и быть режиссером с моим характером сложно. С годами я, конечно, изменилась, но все равно, иногда мне проще сделать что-то самой, чем попросить кого-то.

Сколько проведено праздников, мероприятий?

Трудно сказать, сколько было сделано проектов – их очень много. Для разных возрастов, разных форм и жанров. Режиссер в Доме культуры – это специалист широкого профиля. Как правило, в месяц готовлю одно или два больших мероприятия – концерт или массовый праздник, несколько мелких. Например, клуб по интересам, праздник на стадионе, детское мероприятие, выезд в отдаленное село. Часто работаю по выходным и беру работу на дом.

Что самое важное в празднике? Как придумываются идеи?

В празднике для меня главное – заболеть им, придумать то, что понравится, о чем захочется думать, додумывать. В начале я, не веря в свои силы, часто искала готовый материал. Но со временем поняла, что искать готовые сценарии – только время тратить, даже если найдешь что-то интересное, то потом возьмешь только идею, а все остальное переделываешь под себя. Поэтому последние годы в интернете ищу только идеи, потом уже загораюсь сама. И тогда я не жалею ни времени, ни сил. Думаю только об этом, перестаю спать и есть. И это самое приятное в моей работе. Я счастлива!

«Это как влюбленность в человека. Я больше ни о чем не могу думать, только об идее, о празднике».

С чего начинается работа над праздником?

Пишу текст, рифмую стихи и, сидя за компьютером, вижу мизансцены, все жесты-взгляды, кажется, что это круто и нужно сделать только так, а не иначе. Это касается, конечно, не всех мероприятий, не рядовых. Например, таких как День села, День урожая, День животноводов, театрализованный митинг к 9 мая.                   

Я придумываю сценарий, реквизит, костюмы и т.д. Конечно, советуюсь постоянно с коллегами. В коллективе у нас хороший творческий союз между режиссером, звукооператором, хореографами (их у нас 3), с хормейстерами (их тоже 3), художником, рабочими, педагогами детской школы искусств.                                        

Были ли какие-то смешные моменты на праздниках?

Конечно, были. Как-то во время представления к 9 мая рабочий кричал, что хлопушка не взрывается, я тоже кричала – «как же, как...». И он, случайно рванул мне в лицо метровую хлопушку. На щеке долго оставалось красное пятно, а я теперь знаю, что это не смертельно.

Был и еще один веселый случай. Много лет назад тем же рабочим поручила для новогоднего корпоратива с участием Петра Первого сделать «Окно в Европу» – обмотать рамку из проволочного каркаса шариками-сосисками. Через 3 часа они принесли такой шедевр! Испортили очень много шаров, видимо, не умели с ними работать и неправильно обращались (кто ж знал!), это было ужасно и смешно – ужасно смешно. С тех пор любой неудачный реквизит мы называем «Окно в Европу».

«Во время совместной работы рождаются фразы, которые потом уходят в коллектив, например, “мы все на грани” – мастеров словесности у нас много».

Как проходит подготовка к празднику?

Сценарий написан, тебе все нравится. Ты начинаешь давать задания, работа идет, коллектив замечательный, постепенно собирается все в кучу, идут дни и потом ты начинаешь уставать от материала и от работы, уже начинаешь сомневаться во всем, что придумал. Но работаешь с надеждой на благоприятный исход и думаешь, когда же все закончится. И твердишь себе: «это только работа». Есть жизнь, муж, дети… Скоро все пройдет. Но такое, к счастью, бывает не часто.

А иной раз работается легко до самого выпуска мероприятия, и хочу сказать, что с годами работать все легче. Есть опыт, уверенность, слаженный коллектив. Мысли о творческом выгорании, желание все бросить, уйти, появляется все реже. За это спасибо моим замечательным коллегам!  

Какой проект самый любимый, ценный, сложный?

Любимых проектов много. Это те, на которые хватило времени, которые, на мой взгляд, интересны и по идее и по реализации.

Сложные – те, которые приходится делать, выполняя социальный заказ, особенно, когда у заказчика свое видение и спорить-переспорить невозможно.

Ценный – тот, который прошел удачно и добавил тебе уверенности, как специалисту.                                      

Постановка праздника – нелегкое дело. Но есть ли что-то особенно сложное в работе над событиями?

Для меня самое сложное в постановке праздника – это придумать и понять, о чем он. Придумать что-то интересное, ведь подобный праздник ты проводишь не первый, а порой и не десятый раз. Найти интересную идею, определиться с персонажами, формой, жанром…и дальше все, как по маслу. Здесь важно не «пропрокрастинировать», как я говорю. А потом важно донести до каждого члена коллектива, что ты хочешь, не уступая там, где не надо и настаивая там, где необходимо.

Расскажите о каком-то важном реализованном проекте

Много времени я, как правило, посвящаю большим, масштабным праздникам.                                                Например, в августе Здвинск отмечал 250 лет. Много времени ушло на то, чтобы придумать, найти на просторах интернета реквизит, костюмы, ростовые куклы, закупить ткань и заказать мастеру, придумать эскиз баннеров, заключить договоры и следить за их исполнением и только потом уже начать репетировать. Но я уже писала, что коллеги понимают с полуслова и очень приятно с ними работать и это очень облегчает процесс. И как же все-таки важна команда, единомышленники, люди, которые поддерживают и помогают. У нас именно так.

«Чем больше в команде опытных творческих людей, тем больше удовольствия от работы».

Можно ли сказать, что каждый праздник для Вас, как ребенок?

Однозначно. Ведь отдаешь ему столько физических и духовных сил, столько времени. К каждому мероприятию, даже самому рядовому, я стараюсь подойти творчески, найти какую-нибудь изюминку, чтобы было интересно – мне работать, другим участвовать. В этом смысле для меня нет маленьких мероприятий (так же, как и маленьких ролей для актеров).

Какой праздник стал самым любимым для Вас? Расскажите о нем.

Год назад к 1 июня нужно было сделать праздник. Для меня праздник – это всегда проект с продолжением. Начиналось все с театрализованного представления на сцене. Мне хотелось донести мысль: когда дети на каникулах сидят в телефоне, мало общаются и гуляют, они лишают себя многого. Задумка была такая: Радужка и Радость в восторге от наступления лета и каникул, а дети не реагируют на них, сидят в телефонах, как заколдованные. И выясняется, что они попали в сеть Паука – паутину (интернет). Злой Паук их опутал своей сетью. И вот Радужка и Радость просят сказочных персонажей (использовались те, что были в наличии: Баба Яга, Фиксики, Богатырь и конь Юлий, а персонажи из игры «Майнкрафт», «симпл димпл», «поп ит», «сквиш») помочь им. Все игры, которые персонажи предлагали детям, тоже были придуманы.

«Симпл димпл» с друзьями внесли позитив, они провели веселую игру и устроили обнимашки с залом. Фиксики, взявшись за руки со всеми ребятами, обесточили сеть, а Паук потерял силу. Ребята из «Майнкрафта» принесли меч, которым Богатырь победил Паука. И даже Радужка и Радость с мухобойкой и метелкой для снятия паутин воевали с Пауком. Конечно, Паук был побежден!                       

А герои представления рассказали, что они будут использовать всемирную паутину, как средство развития и интересного времяпрепровождения. Каждый из них приглашал детей на мастер-классы, а в течение лета – на интересные итоговые мероприятия. Например, Баба-Яга мечтала научиться кататься на роликах и приглашала детей на праздник в июле, где бы прошли подобные соревнования. Конь Юлий хотел попробовать себя в жонглировании и предлагал ребятам учиться вместе с ним. План летних мероприятий был готов!                 

«Обычный день режиссера – это общение с коллегами, работа за компьютером, творческие находки и куча положительных эмоций».

Что хотелось бы изменить в своей работе?

Хотелось бы научиться не переживать после мероприятий, даже если все прошло хорошо. Мне часто снится один и тот же кошмар: я стою за кулисами, занавес закрыт, полный зал народа, я осознаю, что стою без макияжа, концертного платья и у меня вообще нет сценария. И как же я счастлива после пробуждения!

Еще хотелось бы больше творческих встреч по обмену опытом. Лично у меня нет никакого контакта с коллегами из других районов. Пять лет назад я по собственной инициативе и за свой счет ездила на Международный форум ведущих в Москву. Целую неделю там была самым счастливым человеком и приехала с такими горящими глазами и переполненная эмоциями! Очень хочу съездить еще, но, к сожалению, нет времени и возможности.

Хочется, чтобы выпускались сборники сценариев. Аналоги газет «Дела клубные», «Клубный репертуар» или журнала «Чем развлечь гостей». Кстати, мои работы дважды печатались в последнем журнале. Приятно!               

Какие мероприятия для Вас самые интересные? Спортивные праздники, народные гуляния, церемонии открытия?

Мне нравится проводить мероприятия с элементами театрализованного представления. Это открытия, народные гуляния, театрализованные концерты и т.д. Нравится писать миниатюры и монологи для концертов. Нравится участвовать в конкурсах сценариев. Дипломы за участие и победы в таких конкурсах для меня очень ценные.

Празднуете ли личные праздники так же ярко и масштабно, как массовые?

Праздники я люблю. Конечно, они не празднуются так же широко. Обычно на них только близкие люди.

Люблю свой день рождения и радуюсь, как ребенок до сих пор! Если есть время, я провожу детские дни рождения.

А недавно мне пришла идея возобновить дворовые праздники. К 1 сентября своими силами во дворе мы построили беседку (деньги на стройматериал выиграли в конкурсе ТОСов). И я уже провела там 3 мероприятия: «Зафиналим каникулы!», «Праздник печеной картошки» и «День пожилого человека».    Классно!

Режиссер – это…

«…большой профессионал, умный, с чувством меры, хорошим вкусом (хочется добавить – с чувством юмора и самоиронией, но, думаю, можно и без этого), который должен знать зачем, для чего и для кого он делает каждое мероприятие. С какими мыслями и чувствами зритель или участник уйдет с мероприятия?».