Татьяна Флярковская: «Праздник должен идти от души»
4 года Татьяна Флярковская работает режиссером любительского театра в Культурно-досуговом центре «Гармония» Коченевского района. Сама она родом из Новокузнецка. Первые два года работы в КДЦ был неполный штат и за все программы и праздники отвечали 4 человека. Всю работу они делили между собой: Татьяна отвечала за Новый год, Масленицу, День пожилого человека. По словам режиссера, ей легче прочувствовать потребности именно этой аудитории.
Что для Вас праздник?
Календарные праздники и даты я не считаю праздниками. Праздник – это когда душе хочется. Новый год мне очень нравится. Именно создавать его для других, потому что это всегда сказка. А сказка – это когда добро побеждает зло. В жизни, к сожалению, не всегда бывает именно так. Для меня важно не столько событие, сколько внутреннее состояние. Я очень люблю коллектив, в котором работаю. Потому что с этими людьми мне комфортно и интересно.
Сколько проектов (мероприятий, праздников) создано за время работы в КДЦ «Гармония»?
В «Гармонии» я работаю с сентября 2019 года, так что считать количество проведенных мероприятий придется долго: все новогодние представления силами любительского театра «ЛиК», концерты на день пожилого человека, памяти Высоцкого и Магомаева, выпускные спектакли театральной студии «Фэнтези» («Здравствуй, Ежик, или Сами с усами», «Суперконфета, или Сокровища старого пирата»), творческие отчеты театра «Лик» (спектакли-сказки «День, когда перестали читать сказки», «Как Настенька чуть Кикиморой не стала»). В пандемию были реализованы онлайн-проекты: театрализованные видеопрограммы по истории и традициям народных праздников «Сказание на Руси» и «На Ивана на Купалу», онлайн-квест «В поисках пиратского клада». Также я создавала и игровые программы: «Веселый пешеход», «Прощание с азбукой» и другие.
Какой проект самый любимый, ценный?
Самый любимый проект – это, пожалуй, спектакль «День, когда перестали читать сказки», который мы ставили в сложное для всех время, в пандемию. Он получился особенно удачным и интересным, на мой взгляд.
«Конечно, все проекты по-своему любимые, слишком много в них вкладываешь себя, в каждом остается часть души».
Но больше всего нам (мне и ребятам из моего коллектива) нравится работать над сказочными волшебными спектаклями. На репетициях царит очень веселая и легкая атмосфера, ведь мы все выросли на сказках и любим волшебство.
Труднее всего работать над историческими инсценировками. Например, о блокадном Ленинграде, да и вообще о войне. В этой теме – непростая жизнь людей в нелегких условиях. В этих работах детки морально устают, потому что, не зная той боли, они все равно через нее проходят. При работе над такими проектами мы детально изучаем исторические моменты, смотрим фильмы военной тематики, чтобы понять, как это было, и о чем нам говорить с людьми со сцены.
Что самое сложное в создании мероприятия?
Самое сложное – понять канву сценария, зацепить саму идею, нить того, о чем и как ты хочешь рассказать зрителю. Когда этот пунктик «включается» в тебе – сценарий пишется на одном дыхании. Это, если говорить о тех творческих проектах, где сценарий пишется мной самостоятельно. Когда работаем над спектаклем, то берем пьесу драматурга. Адаптирую ее, конечно, под наши возможности, под возможности коллектива. Потом идет репетиционный процесс, подготовка декораций, костюмов. А самое волнительное время – премьера, выпуск спектакля на зрителя. Там волнуются дети, волнуюсь и я за них, за нашу работу – очень хочется, чтобы она понравилась зрителям.
Есть ли какие-то моменты, которым научились уже во время работы?
Еще во времена студенчества я была на концерте большого детского оркестра народных инструментов под руководством Н.И. Капишникова. На том концерте он сказал такую фразу: «Я не только учу детей, я сам от них учусь, а они учат меня». Тогда я не поняла, о чем он, а сейчас понимаю, и скажу то же самое: я учу детей, а они учат меня. Учат понимать их взгляды и сложности. Это помогает мне не только в работе, но и в жизни. Пожалуй, самое важное для меня – научиться видеть, слышать, понимать людей, делиться своим опытом. И не важно, кто в этот момент твой «учитель»: взрослый или ребенок.
И, конечно же, самое главное – это практика. Именно на практике понимаешь, как сделать спектакль действенным.
Ведете ли какую-то театральную студию? Если да, то, как она называется, какие спектакли ставите? Какими наградами уже удостоены?
Я являюсь руководителем любительского театра «ЛиК». В труппу входят дети от 13 до 16 лет. Со спектаклями и в номинации «художественное слово» мы участвуем в областных, межрегиональных и международных конкурсах. Чаще всего становимся лауреатами, есть первые места, третьи. Конечно, победа приятна всегда, но главное – это опыт и желание сделать еще лучше, чем получилось.
Также у нас есть младший, еще не играющий коллектив – театральная студия «Фэнтези». В составе – новички, которые хотят попробовать себя в театральном творчестве. По программе они занимаются один год, а потом сами решают: остаться у нас, в театре, или попробовать себя в чем-то другом.
Что невозможно увидеть или прочувствовать зрителю? Что скрывает закулисье?
Закулисье – это особая атмосфера. Когда я была школьницей, занималась в городском театре юного зрителя. Мы играли новогодние представления, и мне очень нравилось приходить в театр пораньше, чтобы увидеть, как он просыпается. Сначала на сцене темно, потом что-то щелкает и она начинает медленно светлеть, переливаться разными цветами – это осветитель проверяет работу аппаратуры. Потом, уже в другой стороне, что-то зашуршит –машинист сцены будит ее механизм. Это волшебство и таинство нравится мне до сих пор.
У нас сценические условия проще, но и здесь хватает «всяких разностей». То, что порой бывает на репетициях, никогда не увидит зритель: это смех и шутки, споры и слезы. Во время спектакля или представления зрителю невидна и та взаимопомощь, с которой ребята относятся друг к другу – она тоже остается за кулисами.
«Театр – это еще одна семья. Тут не один “пуд соли съеден” вместе, а партнеры по сцене – это люди, с которыми много раз “сходил в разведку”, на которых можно положиться, как на себя».
Если не режиссура, то что? Мечтали кем-то другим стать в детстве?
Если не режиссер, то актер. Но режиссером быть интереснее, потому что актер внутри спектакля проживает только одну жизнь – жизнь своего персонажа, а режиссер – все сразу.
Что делать, когда нет музы?
Думаю, что тут нет «волшебной таблетки», у каждого это происходит по-разному. Для меня – это то состояние, когда ты полностью погружаешься в историю, которую надо создать на бумаге (т.е. сценарий), начинаешь в нем «плавать» или просто «быть».
«Это [написание сценария] как пазлы собирать: высыпаешь перед собой кучу ярких разношерстных кусочков картины и начинаешь их рассматривать и прикидывать, как одна из них может быть связана с другой, и какая она должна быть – та, другая?».
И вот именно это погружение в историю, рассматривание «пазлов-частичек», когда задана только тема, все равно подскажет направление, куда «плыть».
Какие интересные, смешные ситуации были во время праздников, выступлений, концертов?
Самые смешные ситуации происходят, наверное, все же на репетициях. Например, когда актеру надо быть серьезным, а на репетиции какая-то фраза прозвучала так, что потом она заранее для него становится смешной, и уже на подступах к ней он начинает смеяться, и смеяться так заразительно, что вся группа дружно грохает смехом. Или, наоборот, когда вся группа затаилась и наблюдает перешагнет партнер этот трудный для себя момент или опять «расколется». И если «раскололся» – вновь веселятся все.
Может быть есть какой-то совет для начинающих режиссеров?
Разные казусы бывают. Например, текст забывали на сцене от волнения. И вот тогда выручай, родная импровизация! Я учу выходить из таких ситуаций даже на репетициях, и никогда за импровизацию не ругаю, чтобы не было страха перед нестандартными ситуациями.
Каким стал 2020 год в работе? Какие мероприятия перевели в онлайн-формат, чем этот формат отличается в плане режиссуры и какие сложности увидели в процессе работы?
Онлайн-формат не менее интересен. Так же шли репетиции, а потом снимали спектакли на видео и выставляли в соцсети. Но на пустой зал работать труднее – нет обратной связи, потому что нет любимого зрителя, который переживает за исход истории. Да и спектакли, концерты на пленке не так эффектны, как в зале.
Когда же был полный запрет на работу с самодеятельностью, то с коллегами – творческим коллективом КДЦ «Гармония», сделали несколько проектов в видео-формате по народным праздникам, исторически-значимым датам. Часть видеопрограмм была театрализованная, с ведущими-персонажами, а часть – как видео-книга в картинках с голосовым и музыкальным аудио-сопровождением. Я о них уже говорила: «Покров», «На Ивана на Купалу», «Сказание о Руси». Был даже онлайн-квест «В поисках пиратского клада», когда пират Смелый Джон прятал сокровища на территории села, а потом в видео-формате давал ребятам подсказки, где искать этот клад.
Что для вас самое любимое в профессии? От чего заряжаетесь позитивом?
От детей. Их непосредственности, открытости, желания играть.
От сказок. Я очень люблю сказки, особенно волшебные. Мой любимый режиссер-сказочник – Александр Роу – это пример, когда взрослый человек всю жизнь «играл в сказки», не стеснялся этого, а любил и хотел их создавать. И они были интересны и взрослым, и детям.
Что самое волнительное в работе? Всегда ли вы волнуетесь и переживаете за то, как пройдет мероприятие?
Конечно, волнуюсь, ведь хочется, чтобы то, что сделано тобою, было интересно и радостно для других. Ведь ради этого ты работаешь. Волнение - это вообще нормальный процесс, это твоя внутренняя ответственность за результат.